Кураторский текст: Глубинные течения
Резиденция IADA (International Art Development Association)
Греция, Афисос
Художники
Алуа Сугралимова
Меруерт Кунакова
Нурбол Нурахмет
Куратор
Анвар Мусрепов
Центральной темой резиденции казахстанских художников в Греции стал термин антропоцен, слово которое означает отсчёт новой геологической эпохи, когда главным актором климатических и экологических изменений становится человек и его интервенция в экосистему. Озоновые дыры, замедление потоков Гольфстрима, таяние ледников, всё это следствие человеческой жизнедеятельности, и если говорить, в частности, следствие индустриальной революции, запустившей развитие глобального капитализма, увеличение фабрик и производств.
Грецию принято считать колыбелью европейской цивилизации, местом где, родилась Европа. Обычно такой фразеологизм рассматривают в позитивном ключе, отождествляя Европу с высокой культурой и прогрессом. Но сегодня размышляя о последствиях её рождения, стоит также учитывать влияние европоцентризма на мир, историю колониализма и шире появление антропоцена. Казахстанское искусство, созданное в таком контексте, как взгляд Другого на европейскую культуру, взгляд из контекста страны, где одной из центральных тем в искусстве является тема утраченной идентичности, и работа с травмой как следствие индустриализации и встречи с проектом модерна.
Работая с текстами и посещая музеи, художники исследовали дискурс антропоцена с различных позиций. Экономика переводящая природные ресурсы, в категорию товара, процессы оставляющие отпечаток, проявляющие уязвимость природы это основная идея концепции работы Алуа Сургалимовой. Скульптура в виде рыхлого бетонного блока состоит из смеси песка, цемента и земли, монеты оставившие отпечаток, на поверхности созданы из сплава свинца, металла распространённого для чеканки античных монет.
На монетах отпечатана цифра 30, как номинальная стоимость товара и как цифра тавтологически повторяющая размер длины и ширины одного блока разбитого напополам. С обратной стороны монеты нанесена надпись «Abstract value» отсылающая к концепции «Реальной абстракции» теоретика Альфред Сон-Ретель рассматривающего стоимость товара как абстракцию.
Идею отпечатка человеческого следа как процесса изъятия ресурсов из природы развивает в своей работе Нурбол Нурахмет. Природа как тотальное присутствие и человек как актор отсутствия, создающий пространства пустоты в виде дыр от скважин или карьеров. В данной работе человек пассивно созерцает природный ландшафт, разрываемый экскаваторами, в основу этой работы легли наблюдаемые художником мраморные карьеры распространённые в Греции. Представляя такие места, как раны на теле Земли обращаясь ко второй работе Нурбола мы встречаем фигуру погружающуюся на дно, человека без кожи, как напротив, человеческую уязвимость перед онтологическим ужасом непостижимости природы.
В данной работе Нурбол обращается к личным переживаниям в момент погружения и наблюдения за дном Пагасейского залива покрытого густым слоем водорослей, служащих основным элементом в пищевой цепочке морских обитателей. Как известно, вследствие загрязнения морского дна пластиком водоросли имеют свойство накапливать в себе вещество полистирол, один из основных токсичных компонентов пластика, который разносится по всей океанической цепочке возвращаясь в человеческий организм через пищу.
Один из фундаментальных вопросов в дискурсе антропоцена остаётся вопрос о том, как изменить парадигму того, как человек мыслит природу, в этом плане модернистская позиция возвышения над природой и как следствие отчуждение, порождает оппозиции человек и природа, и далее человек против природы. Тогда как в других неевропейских культурах, как один из основных паттернов мы встречаем идею о человеке как о части экосистемы, не исключающего себя из природы, развивая эти отношения и восприятие природы как организма наделённого нечеловеческим сознанием и собственной волей.
В казахской культуре тесно связанной с традицией шаманизма и язычества, мы находим много параллелей с «гипотезой Геи» биологов Джеймс Лавлок и Линн Маргулис, согласно которой Земля представляется как живой суперорганизм саморегулирующаяся среда. В тенгрианстве - древней языческой культуре распространенной на территории Центральной Азии до прихода Ислама, в центре мироздания находятся небо Тенгри как отец, и земля Умай как мать, культивирование различных стихий природы выстраивало в культуре кочевников особое отношение к природе, не с позиции объективизирующего взгляда, а взгляда мыслящего себя внутри, заведомо отрицающего дистанцию.
Такое восприятие изнутри призрачной культуры, растворяющейся под натиском современности, находит себя в фантомных отпечатках работ выполненных в технике цианотипии в диптихе Меруерт Кунаковы. Здесь одна из главных экологических катастроф Центрально-Азиатского региона высыхание аральского моря, как следствие советского модернистского проекта по перекраиванию водяных потоков пересекается с темой идентичности и древней культуры регионов граничащих с Аральским морем, чей аутентичный быт и культура были зафиксированы в известной этнографической работе созданной по распоряжению генерала Константина Кауфмана «Туркестанский альбом».
Призраки ускользающей культуры, как призраки высохшего моря изображены на текстильном полотне напоминающем лоскутное одеяло. В первой части диптиха красной нитью вышиты контуры ещё не высохшего моря, на втором полотне вышиты куцые участки воды оставшиеся от него, изображения накладываются слоями, и включают в себя архивные фотографии, а также спутниковые снимки процессов высыхания.
В первой и во второй работе в центре композиции также вышит текст на казахском «Aq dalada tyrip kozimdi zhumsam kok tenizdi koremin», который переводится как «Стоя в белой пустыне, я закрываю глаза и вижу синее море», «Oly teniz aryaqtary betterin tuzben shayip tyr» в переводе «Омывают солью лица духи мёртвого моря», такое магическое иррациональное отношение к реальности, продолжает идеи сопротивления рациональности, как одного из методов помыслить реальность в ключе европейского взгляда.
Во всех работах отражается общая концепция и название выставки «Глубинные течения», как процессов стоящих за поверхностью стандартного дискурса о проблемах экологии, раскрывая тему антропоцена, с философской, культурной и экономической стороны, работы художников в этой резиденции критикуют фундаментальные причины возникновения всех видимых и невидимых разрушительных последствий, и возвращают нас к вопросу о том, что есть концепция природы в сознании современного человека, и насколько обращение ко взгляду Другого и голосу немых культур может повлиять на пересмотр и пересборку конструкта природы в человеческом сознании.
Анвар Мусрепов