Alpystogyz : «Многие мемы основаны на моих личных чувствах»

Изображение со страницы @Alpystogyz

Изображение со страницы @Alpystogyz

Феномен интернет мемов все чаще становится предметом исследований в антропологии, лингвистике, психологии, философии и в других академических дисциплинах. В 2014 году издательство MIT press опубликовало книгу Memes in Digital Culture, в которой профессор Лимон Шифман описывает мемы как новые способы политического участия, называя их агентами глобализации и подчеркивая серьезное отношение к контенту, который как правило воспринимается как сфера юмора и развлечении. 

Впервые термин мем был описан еще в 1976 году эволюционным биологом Ричардом Докинзом в книге Эгоистичный ген. Рассматривая информационную сферу через концепцию генетики, ученый описывал мем как единицу культурной информации, способной передаваться от человека к человеку при социальном взаимодействии, проходя через размножение и мутацию.

Развивая идеи Докинза, многие исследователи также проводят аналогию интернет мемов с инфекционными заболеваниями, применяя те же модели и категории , такие как подверженные воздействию мема, инфицированные и выбывшие. В то время, как теоретики исследуют механизмы коммуникации и психологию распространения мемов, политики используют их на практике часто как тактические методы воздействия в гибридной войне. Американские выборы 2016 года наглядно показали, как мемы успешно апроприируются политикой, превращаясь в инструмент современной пропаганды. 

В фильме-расследовании the Great hack 2019 рассказывается, как компания Cambridge Analytics, используя данные пользователей Facebook создавала контент для воздействия на поведение людей в работе над предвыборной кампанией Трампа, а также в проекте Brexit по выходу Британии из Евросоюза. Известный мем Лягушонок Pepe возник на политической арене именно в период президентского марафона в США и был присвоен ультраправыми, плодившими расистские шутки в процессе консолидации сообщества белых националистов.

В информационном пространстве Казахстана мемы пока не инструментализированы политикой, однако сформировалось определение нурботов - активных комментаторов, отстаивающих дискурс власти как правило с характерным почерком и пустыми аккаунтами. В 2018 портал the Steppe выпустил гид по хронологии главных казахстанских мемов, из которого можно сделать вывод, что локальные мемы как правило являются реакцией на новости, оставаясь на территории народного творчества.

Мы поговорили с автором одной из самых популярных казахстанских страниц Alpystogyz, которая создает то, что можно было бы назвать этическими мемами в оппозиции, доминирующей части троллингового контента. Отсылая к теме постколониализма, продвигая идеи феминизма и критикуя авторитарную политику мемы, созданные Alpystogyz становятся частью эмансипаторных процессов.

Изображение со страницы @Alpystogyz

Изображение со страницы @Alpystogyz

Как создать мем, которым пользователи захотят поделиться? 

Большая часть работы, которая остается незаметной - это процесс постоянного отслеживания того, что сейчас в тренде. Важно реагировать на то, что происходит прямо сейчас. Но несмотря на это, многие мемы основаны на моих личных чувствах или событиях происходящих в моей жизни. Важно понимать, что кроме шутки через мем, вы транслируете ваше мнение и личный опыт. В живом меме, который циркулирует в сети, всегда есть определенный месседж, заложенный автором. Важно, чтобы он был узнаваемым, на английском думаю можно сказать точнее, relatable. Зачастую пользователи реагируют, если согласны с вами и узнают в мемах себя. 

Лучше всего ориентироваться на себя, чем на аудиторию, придумать фирменный контент. К примеру, мне очень нравится страница Kiyeli tezek, мемы, где вся визуальная часть это изобразительное искусство, в основном западная живопись, но есть и казахстанское искусство. Автор этой страницы нашел свою нишу, делать такого рода мемы через живопись. Это уникально, видно, что человек постит то, что интересно ему. 

Изображение со страницы @Alpystogyz

Изображение со страницы @Alpystogyz

Как вычислить мемы, созданные по заказу?

Я не могу судить, сделаны ли мемы на заказ или по собственной воле, но могу определить политические взгляды автора мема по стилю изображения. Например, в либеральном сегменте Америки всегда можно заметить большое количество текста в мемах. В правых мемах используются олдскульные вижуалы, отсылки к культуре rage комиксов, много всего, что пользовалось популярностью лет 10 назад. У людей с разными политическими мнениями даже выбор шрифтов достаточно сильно отличается . Так повелось, что правые к примеру, в основном любят жирный шрифт IMPACT, который использует все заглавные буквы. 

В Facebook мы будто говорим с трибуны, в телеграмме разговариваем с аудиторией как с близкими друзьями, а в инстаграмме стараемся быть лучшей версией себя. Что по вашему определяет стратегии поведения пользователей в различных социальных сетях?

C точки зрения владельца мем страницы, я могу сказать, что Instagram достаточно хорошая платформа потому, что дает много возможностей для шеринга. Можно отправить контент личным сообщением, можно сделать репост в Stories, у пользователя нет колебаний, стоит ли это перепостить или нет, потому что, если ты перепостишь контент в сторис, ты знаешь, что через 24 часа это удалится.  Люди легче делятся контентом, когда знают, что это не будет висеть всю жизнь на их страницах. Если дело касается Facebook, то там перепосты уже как бы перманентны, даже если ты что-то лайкаешь, твои друзья, родственники могут это увидеть, а вдруг это какой-то не очень потребный для семьи контент. Если дело касается мессенджеров вроде Telegram, там, чтобы поделиться с кем-то, нужно отправлять личное сообщение, а мы живем в культуре, когда люди боятся звонить, бояться писать, люди стесняются побеспокоить, даже, если ты увидел что-то смешное, ты три раза подумаешь, прежде чем отправить это в личные сообщения какому-то конкретному человеку.

Изображение со страницы @Alpystogyz

Изображение со страницы @Alpystogyz

Насколько по вашему мемы, действительно могут влиять на формирование общественного мнения и быть эффективны как инструмент политических технологии? 

Я склоняюсь к мнению, что очень тяжело изменить и повлиять на чьи-то позиции с помощью мемов. Психология людей в интернете такая, что они приковывают свое внимание к схожему мнению и чаще всего к тому контенту, который отражает их собственные взгляды. Допустим, человек считает, что феминизм это правильно или считает, что какие-то традиции недопустимы, он посмотрит на картинку, она ему понравится, он поставит лайк. А если человек придерживается противоположного мнения, скорее всего он просто проигнорирует этот контент, хотя может напишет какой-то злобный комментарии. Но точно не подпишется, для него это неузнаваемо, не relatable. Поэтому, я очень сомневаюсь, что таким легким образом можно менять мнения масс.

Изображение со страницы @Alpystogyz

Изображение со страницы @Alpystogyz

Как вы считаете, связано ли то, что вы часто сталкиваетесь с удивлением о том, что контент на вашей странице генерирует девушка с культурой юмора в Казахстане и мнением, что это исключительная прерогатива мужчин? 

Это не только в Казахстане, глобально это превратилось в своего рода мета шутку,  на самом деле много мемов о том, что когда ты увидел смешную картинку, посмеялся, а потом узнал, что этот мем сделала женщина, автоматически это означает, что шутка не должна быть смешной. Такое мнение это часть глобальной патриархальной культуры.

Изображение со страницы @Alpystogyz

Изображение со страницы @Alpystogyz

Я видел на вашей странице скриншоты с грубыми оскорблениями и угрозами. Что заставляет людей оставлять такой фидбек на мемы? 

В какой-то период мне начали поступать угрозы, меня обвиняли, в том, что я экстремист или то, что я веду какую-то пропаганду. Я уверена, что таким образом власти пытаются формировать определенную повестку в сети, в том числе за счет давления. Конечно, это происходит из-за отсутствия основных политических свобод. Это настолько абсурдно, что дело касается даже мемов. 


Текст: Анвар Мусрепов, художник, куратор и редактор iada-art.org

Previous
Previous

Mean Girls analysis through Kant’s essay on Enlightenment

Next
Next

Going out of the comfort zone: An Interview With Artist Aziza Shadenova