Искусство карантинного периода
Хроника виртуальных событии в арт-сообществе Центральной Азии.
Последствия вируса ковид-19 практически парализовали работу многих галерей и культурных организации. Международные арт-форумы переносят открытия на следующий год и разрабатывают альтернативные форматы репрезентации искусства. Осознавая уязвимость сферы культуры, многие западные страны выделили искусство как отдельную категорию для оказания финансовой поддержки. В регионе стран Центральной Азии вопрос о необходимости поддержки сферы искусства и независимых культурных организации ни разу не обсуждался на уровне правительства.
В ожидании второй волны и в случае Казахстана, уже третьего локдауна, художники, смотрители, монтажеры и все причастные к художественному производству оказались в группе риска, с перспективой остаться без работы. Однако, вопреки всему арт-сообщество Центральной Азии не осталось в стагнации, а напротив мобилизовалось, продолжая активную работу в режиме самоизоляции.
Главным событием карантинного периода стало появление группы Художественный базар, инициированной бишкекским художником - Медером Ахметовым. Идея о создании альтернативного рынка появилась вслед за российской группой “Шар и крест”, от своего аналога Художественный базар отличается менее строгим подходом в отношений модерации работ. Лишь малая часть работ, предложенных художниками попадает в ленту “Шар и крест”, тогда как Художественный базар публикует практическии все предложения.
Покупателями зачастую выступают другие художники, создавая модель напоминающую игру в черную кассу, или схему сетевого маркетинга, с возможностью продажи и обмена. При продаже нескольких работ, художник также обязуется купить одну работу из других предложении. Продавая и покупая друг у друга работы, художники развили среду коллективной заботы, совершая круговорот сделок (обмен) внутри одного сообщества.
Консолидация также стала частью образовательной программы, инициированной астанинским куратором Айгерим Капар и грузинским художником Вато Церетели. Участники открытых мастер-классов практиковали сеансы коллективного рисования в онлайн конференциях. Результатом работы стала одностраничная выставка Flexible focus на сайте Artcom.
Куратор из Бишкека Аида Сулова также выступила с образовательной программой Visual Storytelling. Результаты мастер классов были представлены в виртуальных залах на платформе Artstep. В сопровождении к работам художники выложили аудиозаписи с прямой речью, которые создавали эффект присутствия авторов.
В обстоятельствах пандемии виртуальные выставки перестали быть исключительной прерогативой художников, работающих с новыми медиа. Геймефикация опыта встречи с искусством также стала частью виртуальной экспозиции алматинского куратора Владислава Слудского. “Музей Невоображаемого. Китайский Авангард и Современное Искусство Центральной Азии: 40 лет молчаливого диалога” - как пишет автор, проект выставки, которую сложно представить в реальности из-за исключительно практических причин, таких как высокая стоимость страховки и логистики произведении.
Экспозиция построена на параллелях в работах казахстанских и китайских художников, главные темы: идентичность, конфликт современного и традиционного, социалистическая утопия и реальность консьюмеризма.
Крайне тревожная в ситуации пандемии тема будущего стала основным мотивом скролинг-выставки Cybernomadism, которая запустилась в начале карантина на сайте IADA. Как следует из названия будущее здесь представлялось как кибернетическая утопия с перспективы номадической культуры. Работы 9 художников были представлены в контексте деколонизации воображения о будущем, которое так или иначе апроприировано западными нарративами.
Процессы трансформации не обошли стороной даже такую консервативную институцию как Алматинский музей искусств им. Кастеева. Необходимость присутствия в медиа, как основной формы существования институции в условиях новой реальности побудили сотрудников музея к созданию выставок и записи видеоэкскурсии. Опробовав новый формат музей достаточно быстро осознал, что традиционное искусство не привлекает внимание аудитории в интернете. Своеобразным поворотом от консервативной стратегии к современному искусству стала выставка работ Рустама Хальфина, одного из пионеров современного искусства в Центральной Азии. Карантин благоприятно повлиял на Государственный музей, который отошел от демонстрации номенклатурных выставок и развернулся на встречу к зрителям.
Многообещающий проект центра Целинный отложил открытие на следующий год, однако активизировался во время карантина запустив сайт с лекциями, перфомансами, и мастер классами для детей. Пандемия создала уникальную ситуацию, когда все международные музеи начали производить тематический и образовательный контент, адаптируясь к работе в режиме онлайн. В этом потоке контента, фокус на работу с локальным сообществом позволил центру Целинный занять свою нишу.
Завершающей онлайн выставкой карантинного периода стал проект нью-йоркской галерии под названием "Новые голоса": Истории из Изоляции. Выставка художниц из Казахстана, Азербайджана и Грузии объединила работы, созданные в период изоляции. Условия самоизоляции поставили также новый вопрос к искусству, призывая к переосмыслению традиционного понимания того, что представляет из себя выставка. Данный проект подкупал новыми работами известных в комьюнити авторов, однако из-за дизайна и цен в подписях к работам больше был похож на онлайн каталог.
Текст:
Анвар Мусрепов