Опыт: кураторская резиденция в Белграде (RU)

Айгерим Капар куратор из Нур-Cултан (Казахстан), рассказывает о своем опыте участия в кураторской резиденции WCSCD и начале работы в качестве тьютора.

О программе What Could/Should curating Do? (WCSCD)

Программа исследует новые подходы в кураторской практике. Главные вопросы, которые мы рассматриваем: что есть кураторство сегодня, как локальные контексты могут становиться глобальными, как расширять кураторский дискурс и привносить другой, неевропейский взгляд как попытку деколонизации искусства.  

Удачным решением в организации программы была децентрализация мест для проведения занятий. Мы встречались на площадках различных культурных институций. К примеру, в Музее Современного искусства, в Музее Африканского искусства, в Итальянском культурном центре, и др. Мы постоянно находились в движении, в коммуникации с городом и арт -сообществом, что помогло быстрее погрузиться в контекст, так как география участников программы была широкая: Австралия, Чили, Польша, Кыргызстан, Казахстан, Турция, Болгария, Россия, Босния и Герцеговина, Хорватия и многие из нас только начинали знакомство с Балканами.

Программа длилась на протяжении трёх месяцев. Приглашенными менторами были одни из лучших профессионалов со всего мира и региона. Мы совершили поездки в Косово на Autostrada Biennale в Призрене, в Румынию на открытие Art Encounters Biennial в Тимишоаре, в Сараево, Босния и Герцеговина. Во время поездок мы посещали студии художников, выставки, арт -институции, встречались с кураторами и деятелями культуры.

Публичная лекция Марко Скотини, Salon  of the Museum of Contemporary Art Belgrade.

Публичная лекция Марко Скотини, Salon of the Museum of Contemporary Art Belgrade.

Городская среда и арт сообщество

Бильяна Чирич - основательница программы и куратор работающий в Шанхае, инициировала курс, чтобы развивать кураторские практики в Белграде. В отношении развития культурной среды и инфраструктуры искусства между Сербией и Казахстаном можно провести много параллелей. Национальный Музей в Белграде был закрыт 15 лет, а Музей современного искусства на протяжении 10 лет был на реконструкции. Открылись оба музея буквально несколько лет назад. Осенью 2019 года в Музее современного искусства прошла масштабная выставка художницы, Марины Абрамович. Это была ее первая персональная выставка на родине. Событие исторического масштаба, инициаторами которого выступил кабинет премьер-министра. Я была на ее публичной лекции, пришло около 5000 человек.

Марина Абрамович, «Балканское барокко», фото из личного архива Айгерим Капар

Марина Абрамович, «Балканское барокко», фото из личного архива Айгерим Капар

Арт сцена в Белграде не такая большая, как я ожидала, интересных художников много, но также существует проблема в том, что многие из них шире представлены на международной сцене, чем внутри страны. Заметно, что с открытием государственных институций активизировались и частные инициативы, буквально за 3-4 года в Белграде открылось несколько коммерческих галерей современного искусства. Очень активные молодые художники, они “захватили” пустующее пространство и сделали сквот - Kvaka 22. Многие места также являются независимыми площадками, но могут в то же время поддерживаться меценатами или городским управлением. Среди них например, U10 gallery, KC Grad, Magacin, Ostavinska gallery, здесь проводят выставки, концерты, перформансы, фестивали. Жизнь вокруг этих мест кипит и формирует культурные кластеры, есть пространства, которые имеют основательную историю: Cultural Centre Belgrade , Remont Gallery , The Centre for Cultural Decontamination и др.

Про общую специфику говорить сложно, но есть споры о том, что пора бы уже заканчивать осмыслять постюгославский контекст, и оставить вопросы идентичности в прошлом, а кто-то наоборот считает, что эти вопросы недостаточно глубоко исследованы. Примерно такую же критику я часто слышу в Казахстане о нескончаемой постсоветскости в художественной среде. Но мне видится, что так же как и у нас критическая работа не была проделана в должной мере и у общества остается много вопросов, поэтому тема продолжает быть актуальной.

Большой отпечаток на искусстве и культуре конечно оставили военные действия в которые погрузились все страны бывшей Югославии.
Если говорить об общем характере искусства, можно сказать что художники в своем творчестве будучи из пространства post war и постгеноцида, которые здесь произошли, сосредоточены на осмыслении травматического прошлого.


Финальный проект

Идея группового финального проекта появилась во время встречи с художницей Даринкой Попмитич. Она упомянула о проекте связанном с архивом альтернативной школы “The School of history and theory of images”, которая была активна в Белграде с 1999 по 2003 годы. Ее участников сегодня можно назвать пионерами, в отношении критического осмысления идеологии, политической ситуации и развития визуальной культуры в городе.

Благодаря деятельности школы открылся департамент современного искусства, на сегодняшний день бывшие участники одни из ключевых фигур интеллектуальной и культурной сцены в Белграде. Исследование вокруг школы “Истории и теории образа”, проходило через встречи, интервью с участниками, основателями и преподавателями, что стало для нас основным инструментом погружения в контекст и знакомства с арт сценой.

Будучи инициатором альтернативной школы Art Collider, для меня это была возможность познакомиться с примером того, как самоорганизованная инициатива повлияла на развитие целой сферы. Конечно также потому, что это задевает самую больную точку
в сфере казахстанского искусства - отсутствие кафедры современного искусства в художественных вузах.

Как финальный проект, мы с коллегами организовали юбилейную встречу участников альтернативной школы, и так как фокус ее был на анализе образов и критике идеологии мы провели дискуссию, посвященную анализу самого большого изображения в Белграде.

Перформанс участников резиденции WCSCD у здания Генерал Штаба, Белград

Перформанс участников резиденции WCSCD у здания Генерал Штаба, Белград

Что характерно, это баннер с призывом на службу в армию на здании Генерал Штаба, которое подверглось бомбардировке НАТО в 1999 году. Мы так же пригласили художников и сами приняли участие в перформансе у здания. Целью была попытка осмысления актуальной ситуации через призму и методы школы существовавшей 20 лет назад.

Начало работы тьютором

Сейчас мы собираем заявки от кураторов, художников и исследователей. Потом будут выбраны 15 участников, которые приедут в Белград в августе этого года. Основательница WCSCD Бильяна Чирич опросила нас, кого из менторов мы порекомендуем на следующей год, большинство проголосовало за Лука Ло Пинто, в данный момент он является директор MACRO в Риме, до этого он работал куратором в Kunsthalle Wien. Меня она пригласила в качестве тьютора, чтобы поделиться опытом с участниками следующей программы, помочь им влиться в среду. Я буду помогать и сопровождать менторов программы, в этом году это такие кураторы и исследователи как: Екатерина Деготь, Лиза Розендаль, Елене Весик, Сюзанна Милевска, Сян Зайронг, Ruangrupa - арт директоры Документы 15 и др.

Также я буду участвовать в организации публичной программы школы. Фокус предстоящего курса это женские кураторские практики в бывшей Югославии. В основном мы будем заниматься поиском подхода к архивированию. Вопросы о том как архивировать информацию, как составлять, или как активировать и анализировать существующие архивы достаточно актуальны в сегодняшней повестке. Это все влияет на политику памяти, а значит на осмысление реальности, проекции и конструкции будущего.

Визит в студию Эмир Шеханович, Eugster || Belgrade Gallery

Визит в студию Эмир Шеханович, Eugster || Belgrade Gallery

Расходы

У курса символическая оплата - за три месяца я внесла 350 евро, это средняя месячная зарплата в Сербии, такая оплата была определена, чтобы местные кураторы также имели возможность участия. В этом году ценовая политика изменилась, чтобы дать всем равные возможности.
В случае прохождения конкурса вы оплачиваете одну месячную среднюю зарплату вашей страны за весь курс. Вероятно это связано с небольшим исследованием, которое мы с кураторской группой провели в рамках программы, о заработных платах профессионалов из сферы культуры, по опросу наших менторов и коллег. По результатам опроса, стало ясно, что например в Казахстане зарплата начальника отдела государственного музея составляет около 220 евро, а где-то на аналогичной позиции кураторы получают несколько тысяч евро. Так как возможности у всех разные было решено подходить к вопросу оплаты за резиденцию также индивидуально.

Расходы за проезд, проживание и питание оплачиваются самостоятельно. Если постараться заранее, можно найти квартиру в центре города за 300 евро в месяц. Школа финансирует финальный проект кураторской группы. Важно понимать, что это независимая инициатива, а не программа европейского или государственного фонда.

Рекомендую участвовать в программе WCSCD в будущем и следить за новостями в социальных сетях:

WCSCD facebook

WCSCD instagram

Previous
Previous

Experience. The curatorial program in Belgrade (EN)

Next
Next

Elysium - ADA YU